Показатели рентабельности (Profitability ratios)
Коэффициенты рентабельности – финансовые показатели, характеризующие прибыльность работы компании. При использовании показателей рентабельности следует обращать внимание на то, что одним и тем же термином, зачастую, называют и показатели, основанные на анализе чистой прибыли, и показатели, при расчете которых используется прибыль до налога.
Смотрите также видео-урок № 9. Часть 10. Здесь мы учимся создавать бизнес-план с нуля на примере проекта интернет магазина. В этом уроке, Часть 10 – финансовые отчеты и финансовый анализ.
Что такое коэффициенты рентабельности?
Коэффициенты рентабельности или прибыльности - это финансовые показатели, используемые аналитиками и инвесторами для измерения и оценки способности компании генерировать доход (прибыль) относительно выручки, балансовых активов, операционных расходов и собственного капитала в течение определенного периода времени. Они показывают, насколько хорошо компания использует свои активы для получения прибыли и повышения ценности для акционеров.
Большинство компаний обычно добиваются более высокого коэффициента или стоимости, поскольку это обычно означает, что бизнес работает хорошо, генерируя выручку, прибыль и денежный поток. Коэффициенты наиболее полезны, когда они анализируются в сравнении с аналогичными компаниями или с предыдущими периодами. При разработке бизнес-планов, наряду с другими показателями, всегда рассчитываются коэффициенты рентабельности.
Budget-Plan Express – программный продукт для подготовки бизнес-планов и презентаций в формате Word и Excel.
Смотрите также видео-урок. Здесь мы учимся создавать бизнес-план с нуля на примере проекта интернет магазина...
Какие существуют типы коэффициентов рентабельности?
Существуют различные коэффициенты рентабельности, которые используются компаниями для получения полезной информации о финансовом благополучии и эффективности бизнеса. Все эти соотношения можно разделить на две категории, а именно:
1. Коэффициенты маржи
Коэффициенты прибыльности отражают способность компании конвертировать продажи в прибыль с различной степенью измерения. Примерами являются маржа валовой прибыли, маржа операционной прибыли, маржа чистой прибыли, маржа денежного потока, EBIT, EBITDA, EBITDAR, NOPAT, коэффициент операционных расходов и коэффициент накладных расходов.
2. Коэффициенты доходности
Коэффициенты доходности отражают способность компании приносить прибыль своим акционерам. Примеры включают в себя рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, рентабельность долга, рентабельность нераспределенной прибыли, рентабельность выручки, рентабельность с поправкой на риск, рентабельность инвестированного капитала и рентабельность вложенного капитала.
Ниже рассматриваются наиболее часто используемые коэффициенты рентабельности.
Рентабельность продаж (Return on sales, ROS), %
-
Рентабельность продаж по чистой прибыли = (Чистая прибыль / Выручка) * 100 %
Нормальное значение рентабельности продаж определяется отраслевыми и прочими особенностями работы организации (рекомендуемые значения могут быть в пределах 0-150 %).
Рентабельность собственного капитала (Return on equity, ROE), %
-
Рентабельность собственного капитала = (Чистая прибыль / Собственный капитал) * 100 %.
По усредненным статистическим данным рентабельность собственного капитала составляем примерно 10-12% (в США и Великобритании). Для инфляционных экономик, таких как российская, показатель должен быть выше. Чем выше рентабельность собственного капитала, тем лучше.
Рентабельность активов (Return on assets, ROA), %
-
Рентабельность активов = (Чистая прибыль / Активы) * 100 %.
Рентабельность активов сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие.
Для капиталоемких отраслей (таких, как например железнодорожный транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства, рентабельность активов будет выше (0 ÷ 0,100).
Рентабельность инвестированного капитала (ROIC), %
-
ROIC = NOPLAT / инвестированный капитал * 100%
Учитывая возможные допущения, формула ROIC представлена в виде:
-
NOPLAT / (собственный капитал + заемный капитал) * 100%
Показатели величины инвестиций берутся по среднегодовому значению.
Показатель ROIC часто используется как индикатор способности компании генерировать добавленную стоимость по отношению к другим компаниям (бенчмаркинг).
Высокий (относительно) уровень ROIC рассматривается как подтверждение силы компании и наличия сильного менеджмента.
Для оценки эффективности использования капитала следует сравнить прибыль на инвестированный капитал (ROIC), с его стоимостью (WACC).
Выберите лицензию Budget-Plan Express и оплатите в личном кабинете – в рублях или другой валютой