1. Входим в форму планирования арендных продуктов (строка «Операционная и финансовая аренда»). Прежде всего, добавим новый арендный продукт, используя пункт меню редактирования «добавить», или нажмем F2.
2. Во вкладке «арендный продукт» выбираем тип продукта, вводим сумму договора, процентную ставку, длительность (начало и окончание). Можно указать начало и длительность в месяцах (при необходимости, можно указать точные даты).
Выбирая тип продукта, вы выбираете формулу кредита. В программе представлены три основных формулы, которые применяется в практике кредитования – «стандартная», «аннуитетная» и «потребительская». Подробную информацию о формулах расчета кредитных продуктов смотрите в разделе «Методы и алгоритмы расчета».
3. Выбираем вкладку «настройки». Здесь можно уточнить параметры расчета ссудного процента и прочих выплат – шаг расчета (в месяцах или днях), методику учета годового цикла, расчетный процент (сложный или простой) и валюту расчета по арендным платежам.
☛ Важно. В случае выкупа актива установите флажок напротив пункта «выкуп актива». Если флажок не указан, в этом случае будут рассчитываться только процентные и прочие арендные выплаты.
☛ Также, обратите внимание, все расчёты в другой валюте, в таблицах бизнес-плана, будут отображаться в системной валюте, например, в рублях. Расчетная валюта в финансовых таблицах не указывается, она конвертируется в системную валюту.
Для валютных платежей определяются курсовые разницы для каждого месяца (курс рассчитывается автоматически по таблице курсов, которую пользователь заполняет на странице «финансовый анализ»). Посмотреть расчёт валютных платежей, например, в долларах, можно во вкладке «таблица платежей».
4. В следующих вкладках (основные и прочие выплаты) можно дополнить настройки. Здесь можно указать периодичность платежей (например, месяц, квартал, полугодие и так далее), отсрочки платежей, дополнительные разовые и периодические платежи и т. д.
☛ Обратите внимание! Вы можете не использовать расчеты программы, а указать свой график платежей. Для этого в таблице платежей нужно установить флаг «Платежи, в соответствии с графиком» ... и после этого таблицу платежей можно редактировать.
5. Теперь осталось выполнить расчёты. Здесь можно выполнять как тестовые расчеты, так и итоговый расчет всех продуктов. Тестовые расчеты позволяют на стадии подбора финансирования определить оптимальный вариант лизингового финансирования.
☛ Всякий раз, после тестового расчета выполняйте «очистку» данных таблицы.
После того как вы убедитесь, что ваши лизинговые продукты отвечают требованиям финансирования, выполните расчет всех продуктов.
И наконец после того, как весь финансовый план будет построен, когда будут определены планы «операционная и финансовая аренда», «резервы предстоящих расходов» и «финансовые инструменты» ... после этого можно выполнять расчёт всего финансового плана, и он будет включен в итоговый расчет бизнес-плана (Данные → Рассчитать, или F9).
Важно! Дополнительно, вы можете учесть актив в бухгалтерском учете, если учет актива предусмотрен лизинговым договором (амортизация, переоценка, выбытие и так далее). Это можно сделать в форме «планирование и учет активов» в инвестиционном плане, где обязательно нужно указать способ поступления «прочие поступления». Т. е. вы можете максимально корректно отображать актив в финансовых отчетах.
Важно! Расчет финансового и инвестиционного плана выполняется вместе с другими финансовыми планами – с отчётами о прибылях и убытках, о движении денежных средств и с балансом.
Смотрите дальше в этом разделе примеры расчета лизинговых продуктов.