Метод управления по целям (Management by Objectives) впервые предложил Питер Друкер в 1950-х годах. Но по-настоящему метод начал активно развиваться с середины 70-х годов. Одной из многочисленных трактовок Management by Objectives можно считать использование целевых матриц, включающих показатели, стандарты SMART. Практика вносила свои коррективы: не все, что было предложено, оказалось пригодным для практического использования, появлялись разные версии "управления по целям".
Разработка системы KPI
Олег Мостовой
(разработчик IT-проектов).
Эволюция метода
Система KPI
Наиболее устоявшаяся версия MBO, которая распространена сегодня - управление через KPI, система KPI - сути это не меняет. Показатели эффективности для руководителей и сотрудников - KPI (Key Performance Indicator) - прежде всего, являются инструментом мотивации, и конечно, направлены на достижение целей компании. Проще говоря, гипотетически, выполнение всех показателей (всеми сотрудниками) на 100% должно обеспечить достижение целей компании на 100%.
Пожалуй, уже сложилось устойчивое понимание того, чем необходимо руководствоваться при внедрении системы KPI:
- целевые показатели разрабатываются (декомпозируются) "сверху-вниз";
- в первую очередь должны быть сформулированы цели компании, цели подразделений, и лишь затем - KPI для руководителей и сотрудников;
- количество показателей ("целей") должно быть не более 5-ти;
- от выполнения KPI зависит премиальная часть заработной платы;
- соотношение переменной (по результатам KPI) и постоянной частей ФОТ зависит от степени мотивации (сотрудника) на достижение цели;
- если сотрудник компании не замотивирован на выполнение KPI, значит нужна корректировка KPI для этого сотрудника;
- целевые показатели для компании и KPI сотрудников должны быть соотносимы (сбалансированы) на каждый период;
- с определенной периодичностью KPI необходимо пересматривать.
С
егодня, имея практический опыт, можно утверждать следующее: внедрение системы KPI в большей степени решается в организационной и методической плоскостях. Техническая сторона решения не представляет серьезных проблем, так как главным образом относится к сбору данных (плановые показатели и отклонение от планов), и к простым расчетам. На техническую реализацию мониторинга показателей (например, в Excel) потребуется несколько дней.Фрагмент KPI, разработанного под задачи управления каналами сбыта
Продажи - для большинства компаний - один из наиболее значимых компонентов бизнеса. Для компаний с разветвленной сетью задачи управления сбытом на порядок сложнее. Связь каналов сбыта со стратегией можно разложить по четырем проекциям:
- степень дистрибуции;
- определение вертикальной интеграции;
- система управления каналами;
- операционная эффективность (организационная структура, система оценки эффективности).
- по длине;
- по форме регулирования;
- по стратегическому фокусу;
- с учетом сегментации потребителей;
- с учетом охвата рынка.
Важно также иметь регламенты и механизмы контроля, оценки и мотивации персонала. Также важна реализация доставки данных. И наконец, система должна «уметь» рассчитывать и анализировать отклонения.
Фрагмент итогового KPI
OLAP - сегментное решение при разработке системы KPI
В привычном представлении связь ассоциируется с таблицами и атрибутами. В OLAP связи устанавливаются между сементами данных. Такая технология обеспечивает масштабируемость решений.
Опуская детали, можно выделить возможности, обеспечивающие корректное решение:- возможность построения многомерных связей;
- возможность построения многомерной модели и анализа данных;
- возможность доставки данных;